Печать

Правомочия собственника по изъятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий

t151 0В статье 25 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечислены права собственника имущества унитарного предприятия. Исходя из анализа перечисленных в Законе и иных актах законодательства правомочий можно сделать вывод о том, что собственник (уполномоченный им орган) не наделен правами изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарных предприятий. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованию этих предприятий должны признаваться недействительными.

Однако, в определенных случаях по инициативе самих унитарных предприятий возможно изъятие их имущества из хозяйственного ведения. Эти случаи предусмотрены в Приказе Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики от 9 января 2001 года, N 5 "Об утверждении Временной инструкции "О порядке передачи имущества государственной и муниципальной форм собственности одного хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту".

Учитывая изложенное, изданию акта соответствующего органа по управлению государственным имуществом, предусматривающего изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия, в том числе "передачу с баланса на баланс", должно предшествовать официальное обращение субъекта права хозяйственного ведения с просьбой об изъятии такого имущества, например в связи с тем, что потребность в нем по какой-либо причине отпала.

В тексте преамбулы распоряжения об изъятии (передаче) должна быть ссылка на реквизиты указанного обращения и текст, однозначно свидетельствующий о том, что с инициативой того или иного распоряжения имуществом выступил субъект права хозяйственного ведения (например, "согласиться с предложением государственного предприятия (указывается наименование) о передаче имущества" или "на основании обращения государственного унитарного предприятия").

Без соблюдения данного порядка распорядительный акт может быть признан изданным с превышением полномочий органа по управлению государственным имуществом и соответственно недействительным.

Что касается унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, то в их отношении Закон высказывается более определенно:

Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий вправе изымать у казенного предприятия излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Однако, представителю собственника, принявшему решение об изъятии необходимо иметь ввиду, что унитарные предприятия, основанные как на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса ПМР имеют право требовать защиты своих прав в том числе против собственника имущества. Таким образом, если решение об изъятии имущества у унитарного предприятия будет издано не по основаниям предусмотренным в законодательстве, такое решение может быть отменено судом по иску предприятия.

Ранее утвержденные уставы унитарных предприятий, а также распорядительные акты органов по управлению государственным имуществом часто содержат не предусмотренные законодательством основания прекращения права хозяйственного ведения унитарного предприятия. Необходимо иметь в виду, что реализация подобных положений на практике, например неправомерное изъятие имущества унитарного предприятия, может иметь последствием обращение унитарного предприятия в суд на основании статьи 322 ГК ПМР.