Печать

Способы защиты прав граждан

zrh vsukПраво на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

• от преступлений, деликтов и иных неправомерных действии других граждан, юридических лиц;

• от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий следующие:

• создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

• существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

• активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

• учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявляемого ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. д.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти – это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что в основном несудебные формы защиты регулируются административным правом.

В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту.

Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – Уполномоченный по правам человека как непосредственно в России, так и в ряде субъектов Федерации.

В-четвертых, с 5 мая 1998 г. в Российской Федерации вступила в силу Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ней любое лицо, группа частных лиц, «которые утверждают, что явились жертвами нарушений...», вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. «Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу» (ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам человека «может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию...» (ст. 47 Конвенции).

К концу 1998 г. в Европейском суде было уже около 1000 жалоб российских граждан. Из них десятки приняты к производству.

В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции России были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирований. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Еще раз отметим, что право граждан на защиту значительно расширено в 90-х гг. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция; органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое

ssc1

Подписан Указ о создании территориального управления Управделами Президента России в Крыму

Владимир Путин подписал Указ «О Территориальном управлении Управления делами Президента Российской Федерации в Республике Крым». Полный текст Указа: В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального…
hed27Medium1-300x225

Порядок предоставления платных образовательных услуг

Платными образовательными услугами является осуществление образовательной деятельности по…
big

Права военнослужащих

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц,…
sim

Законно ли самовольное подключение оператором сотовой связи платной услуги?

В силу ч. 1 ст. 44 Федерального Закона "О связи", на территории Российской Федерации…
esefpiznenja na roboty 490 310

Отсутствие на работе

В некоторых случаях работник заранее не может знать, что будет отсутствовать на работе, и поэтому не может заблаговременно обратиться за предоставлением кратковременного отпуска без сохранения заработной платы (ст. 190 Трудового кодекса Республики Беларусь…
insntroloka

Законопроект о противодействии фальсифицированным лекарствам планируют рассмотреть на июньской сессии Госдумы

Комитет Государственной Думы по охране здоровья сегодня, 15 мая, одобрил и предложил к принятию Госдумой проект закона об ужесточении наказания за оборот лекарственного фальсификата. Напомним, авторами документа являются депутаты Ирина Яровая, Александр…
0037-1

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет: 1) правовые,…
1306934817-prev

Личные права несовершеннолетних детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Способность детей приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Выделяют личные и имущественные права. К личным неимущественным правам ребенка относятся: 1. Право…
491803-m750x740

Лишили прав незаконно — получишь денежную компенсацию

Водители, незаконно лишенные прав, смогут рассчитывать на денежное возмещение. В скором времени Госдума рассмотрит необычный законопроект, в соответствии с которым водителям, которых лишили прав незаконно, будут выплачивать денежную компенсацию за время,…
elswlsjgkdsdw123

Претензии к качеству коммунальных услуг

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за бесперебойное предоставление и…