Печать

Административная праводееспособность индивидуальных субъектов

investicii2Административно-правовой статус индивидуального субъекта – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движения, пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти;

• конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;

• первично предоставляются определенные права;

• устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

• определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.

Наряду с активной нормотворческой деятельностью государственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей (планирует, финансирует, контролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методическими материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»*.

Административная правоспособность – это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в очередь на получение жилой площади, на имя**, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

• чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

• если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

• если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

• совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с неравномерными действиями носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения, их содержание определяется правоприменительными актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

yamy-45465na-dorogah

Памятка автовладельцу по вопросам компенсации вреда, причиненного ДТП, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия

По статистике каждое пятое ДТП в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Так, количество ДТП указанной категории в 2012 г. составило 42 772, за 5 месяцев 2013 г. таких аварий произошло уже 20 016. Действующее законодательство РФ…
Bankruptcy-17-150x150

Принципы гражданского права

Принципы гражданского права - основные идеи этой отрасли права. Они представлены в…
8643970-mannliche-und-weibliche-gebrochenes-herz-holding-isolated-on-white

Признание брака недействительным.

Признать брак недействительным возможно только в судебном порядке. Брак может быть признан недействительным в случае, если при его заключении были нарушены необходимые для этого условия, установленные семейным законодательством. Брак может быть признан…
europe-shko600 q95

Несет ли школа ответственность, если моего сына побили во время учебы?

Да, в соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об образовании» образовательное…
Изображение по умолчанию

«Об оружии»

13 декабря 1996 г. №150-ФЗ Федеральный закон "Об оружии" Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного…
phat-trien-ky-nang-bang-cach-len-ke-hoach-cong-viec-cua-minh

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников: 1) государственный надзор и контроль за…
9968

Право на свободу

Свобода определяется «как возможность делать все, что не вредит другому». Свобода возникает только с изменением человека. Свобода единственного человека возможна лишь в том случае, если она будет существовать наряду со свободой для всех остальных. В…
162drgdrgdrr

Застраховать загородный дом. Основные нюансы

Загородное жилье зачастую нуждается в страховке, так как оно в высокой степени подвержено рискам различного рода: будь то кража или пожар. Сама процедура страхования загородного дома не составляет особой сложности. Однако если страховать недвижимость, то…
s76983403

Что такое хозяйственный учёт?

Определение хозяйственного учета Управление хозяйственными процессами связано с обработкой большого количества информации в целях принятия управленческих решений, их выполнения и оценки их результатов. Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и…
blogsefseefrg3

Условия кредитного договора определяются по усмотрению сторон

В соответствии с п.1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется…