Печать

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

phat-trien-ky-nang-bang-cach-len-ke-hoach-cong-viec-cua-minh1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства.

Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);

3) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. Правовой статус данной инспекции определяется Трудовым кодексом РФ и Положением "О федеральной инспекции труда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001. № 78.

Структуру федеральной инспекции труда (ФИТ) можно представить следующим образом:

I. Главный государственный инспектор труда РФ (возглавляет ФИТ).

II. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда (руководитель департамента является заместителем главного государственного инспектора труда РФ).

III. В департаменте выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (начальники отделов являются главными государственными инспекторами труда).

IV. В субъектах РФ, городах и районах - государственные инспекции труда (руководители этих инспекций являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории).

V. В государственных инспекциях труда выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (их начальники являются главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда).

Выделяются следующие основные полномочия органов федеральной инспекции труда:

1) осуществляют государственных надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) рассматривают дела об административных правонарушениях;

4) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5) принимают участие или проводят самостоятельно расследование несчастных случаев на производстве;

6) участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

7) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др.

Государственные инспекторы труда в пределах указанных полномочий органов федеральной инспекции труда наделяются следующими правами:

· беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проверки любые организации;

· запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· расследовать несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

· приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений, оборудования при выявлении таких нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;

· направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушений требований охраны труда;

· отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний охраны труда;

· привлекать соответствующих виновных лиц к административной ответственности и др.

Кроме того, органы федеральной инспекции труда можно отнести к органам, рассматривающим трудовые споры. Так, государственный инспектор труда при выявлении нарушений трудового законодательства (по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица) имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель в свою очередь вправе обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Необходимо отметить, что трудовым законодательством предусмотрена возможность обжалования любых решений государственных инспекторов труда по подчиненности соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение жалоб производится по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

t4 324076dgdgd

У фрилансеров появилась возможность выбирать варианты оформления отношений с работодателями

19 апреля 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 60-ФЗ, который дополнил Трудовой кодекс РФ новой главой 49.1, регулирующей труд дистанционных работников. В соответствии с указанными дополнениями дистанционной работой является…
16jjj3-0

Раздел совместного имущества. Как остаться друзьями?

За исключением определённых случаев имущество, нажитое в браке, считается общей…
image15405692

Исполнительная власть

В Конституции РФ нет главы, прямо посвященной исполнительной власти. В соответствии с ч. 1 ст. ПО Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно: Правительство…
1 15415yu4176

Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Взаимоотношения родителей и детей носят не только морально-нравственный, но и юридический…
130820k

Советы по работе с договорами. Часть 1

В настоящее период нельзя найти такую сферу деятельности компании, которая осталась бы в стороне от такого события, как договорная практика. Знать правила заключения, сопровождения, исполнения договоров стало таким же необходимым требованием, как умение…
i

Приватизация жилья

Приватизацией жилья называется бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация проводится только на добровольной основе, до 1 марта 2015 г. - безвозмездно.…
1145408

Законодательная власть

Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая…
16122013drgrd

Введение сборов за право торговли (в отличие от взимания платы за участие в ярмарках) незаконно

Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не…
057-250x250

Сроки в семейном праве

Отношения как личного, так и имущественного характера между супругами, родителями (лицами, их заменяющими) и несовершеннолетними детьми являются длящимися. Для правового регулирования семейных отношений семейным законодательством установлены различные сроки.…
sms-spam-feat

Как прекратить поступление СМС-спама на мобильный телефон?

В соответствии ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет…