Печать

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

phat-trien-ky-nang-bang-cach-len-ke-hoach-cong-viec-cua-minh1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства.

Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);

3) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. Правовой статус данной инспекции определяется Трудовым кодексом РФ и Положением "О федеральной инспекции труда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001. № 78.

Структуру федеральной инспекции труда (ФИТ) можно представить следующим образом:

I. Главный государственный инспектор труда РФ (возглавляет ФИТ).

II. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда (руководитель департамента является заместителем главного государственного инспектора труда РФ).

III. В департаменте выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (начальники отделов являются главными государственными инспекторами труда).

IV. В субъектах РФ, городах и районах - государственные инспекции труда (руководители этих инспекций являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории).

V. В государственных инспекциях труда выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (их начальники являются главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда).

Выделяются следующие основные полномочия органов федеральной инспекции труда:

1) осуществляют государственных надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) рассматривают дела об административных правонарушениях;

4) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5) принимают участие или проводят самостоятельно расследование несчастных случаев на производстве;

6) участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

7) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др.

Государственные инспекторы труда в пределах указанных полномочий органов федеральной инспекции труда наделяются следующими правами:

· беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проверки любые организации;

· запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· расследовать несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

· приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений, оборудования при выявлении таких нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;

· направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушений требований охраны труда;

· отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний охраны труда;

· привлекать соответствующих виновных лиц к административной ответственности и др.

Кроме того, органы федеральной инспекции труда можно отнести к органам, рассматривающим трудовые споры. Так, государственный инспектор труда при выявлении нарушений трудового законодательства (по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица) имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель в свою очередь вправе обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Необходимо отметить, что трудовым законодательством предусмотрена возможность обжалования любых решений государственных инспекторов труда по подчиненности соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение жалоб производится по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

man-readingtftha-contract

Требования к трудовому договору

Статья 56 Трудового кодекса РФ дает определение трудового договора - соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере…
12741

Юридические факты в административном праве.

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают…
pravwsefsefse55454

Легкий труд беременной женщины. Знайте свои права!

На сегодняшний день в Республике Беларусь очень остро стоит проблема деторождения. И, к счастью, за последние годы статистические данные говорят о том, что рождаемость в нашей стране с каждым годом увеличивается. Это связано с тем, что государство стремиться…
dechestvami dolje 18

Прекращение срочного трудового договора

Все трудовые договоры можно классифицировать по сроку, на который они заключаются.…
t151 0

Правомочия собственника по изъятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий

В статье 25 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечислены права собственника имущества унитарного предприятия. Исходя из анализа перечисленных в Законе и иных актах законодательства правомочий можно сделать вывод о том, что…
tmp-1370256691

Раздел общей совместной собственности супругов.

В соотв. с СК РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества по желанию супругов может быть нотариально удостоверено. В случае возникновения спора определение долей супругов в общем…
zakonodatelstvo

О персональных данных

Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами…
1357597169

Установление отцовства.

Согласно СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Таким образом, права и обязанности родителей основываются на кровном родстве и признании этого факта государством.…
1 2500

Право на равенство перед законом

Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Ничто не должно служить основанием для какого-либо ущемления прав человека. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и…
e96a9cb3bb4cac20f91268d8

Незаконные действия страховщиков

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается, кроме всего прочего, на признании свободы договора. В силу ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане свободны в заключение договора. Понуждение к заключению…