Печать

Способы защиты прав граждан

zrh vsukПраво на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

• от преступлений, деликтов и иных неправомерных действии других граждан, юридических лиц;

• от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий следующие:

• создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

• существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

• активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

• учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявляемого ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. д.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти – это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что в основном несудебные формы защиты регулируются административным правом.

В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту.

Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – Уполномоченный по правам человека как непосредственно в России, так и в ряде субъектов Федерации.

В-четвертых, с 5 мая 1998 г. в Российской Федерации вступила в силу Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ней любое лицо, группа частных лиц, «которые утверждают, что явились жертвами нарушений...», вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. «Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу» (ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам человека «может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию...» (ст. 47 Конвенции).

К концу 1998 г. в Европейском суде было уже около 1000 жалоб российских граждан. Из них десятки приняты к производству.

В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции России были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирований. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Еще раз отметим, что право граждан на защиту значительно расширено в 90-х гг. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция; органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое

60113318 1276110625 3412d8a19d93213ebd2d77b82e6aa6ac big

Споры о праве на воспитание.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, с учетом интересов детей и мнения детей. Разногласия, возникающие между родителями при решении вопросов, касающихся воспитания и образования их детей,…
24140651.1.th-1

Доверенность на автомобиль

Доверенность на право управления и распоряжения автомобилем представляет собой письменный…
Изображение по умолчанию

Федеральный закон "О полиции"

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" Принят Государственной Думой 28 января 2011 года Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года Опубликован 8 февраля 2011 г. в «Российской газете» Федеральный выпуск №5401…
dom

Выселение из квартиры

В последние годы в сфере жилищно-коммунального хозяйства особенно остро проявилась…
248sefsefbig

Договор участия в долевом строительстве

Вопросы привлечения денежных средств граждан на строительство многоквартирных домов с последующим оформлением права собственности на объекты долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве…
3-231x300

Кто принимает решение о ликвидации юридического лица?

1. Что такое ликвидация юридического лица Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству…
641big

Право на гражданство

В статье 15 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на гражданство» и «Никто не может произвольно лишить своего гражданства или права изменить свое гражданство». Право на гражданство, зафиксированное в международных документах,…
hftfht257053

Можно ли подарок, подаренный на день рождение, считать как погашение задолженности по алиментам?

В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ родители самостоятельно определяют порядок и форму предоставления содержания несовершеннолетним, либо средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются в судебном порядке в размере части заработка и…
35514

Что представляет собой хозяйственный оборот?

Хозяйственный оборот – это самостоятельная сфера взаимодействия производителей, представляющая собой совокупность юридически значимых действий субъектов хозяйствования на всех этапах (доэксплуатационном, эксплуатационном, послеэксплуатационном) осуществления…
aa0rthrta94c034

Расторжение срочного трудового договора работником

Расторжение срочного трудового договора работником, как может показаться на первый взгляд, дело не из лёгких. Ведь этот вопрос урегулирован лишь статьёй 41 Трудового кодекса Республики Беларусь, в которой приведены на взгляд многих замысловатые основания для…