Печать

Способы защиты прав граждан

zrh vsukПраво на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

• от преступлений, деликтов и иных неправомерных действии других граждан, юридических лиц;

• от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий следующие:

• создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

• существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

• активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

• учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявляемого ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. д.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые, а от одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти – это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что в основном несудебные формы защиты регулируются административным правом.

В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту.

Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – Уполномоченный по правам человека как непосредственно в России, так и в ряде субъектов Федерации.

В-четвертых, с 5 мая 1998 г. в Российской Федерации вступила в силу Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ней любое лицо, группа частных лиц, «которые утверждают, что явились жертвами нарушений...», вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. «Комиссия может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты... и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу» (ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам человека «может принять дело к рассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатность усилий по дружескому урегулированию...» (ст. 47 Конвенции).

К концу 1998 г. в Европейском суде было уже около 1000 жалоб российских граждан. Из них десятки приняты к производству.

В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции России были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов, демонстраций, пикетирований. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Еще раз отметим, что право граждан на защиту значительно расширено в 90-х гг. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция; органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое

img 7266 3

Защита от контрафакта

В Государственной думе РФ состоялось совместное заседание экспертного совета при думском Комитете по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса, общественного совета при Минпромторге РФ и Комитета по совершенствованию…
zrh vsuk

Способы защиты прав граждан

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим,…
130820k

Советы по работе с договорами. Часть 1

В настоящее период нельзя найти такую сферу деятельности компании, которая осталась бы в стороне от такого события, как договорная практика. Знать правила заключения, сопровождения, исполнения договоров стало таким же необходимым требованием, как умение…
24140651.1.th-1

Доверенность на автомобиль

Доверенность на право управления и распоряжения автомобилем представляет собой письменный…
1357597169

Установление отцовства.

Согласно СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Таким образом, права и обязанности родителей основываются на кровном родстве и признании этого факта государством.…
bg r17015

НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Доктор юридических наук В. В. ЛАПТЕВ В период развернутого строительства коммунизма важнейшее место в деятельности партии и государства занимает руководство народным хозяйством. Ленинские указания о том, что при социализме преиму­щественное значение…
2203201sefsefrr

Порядок упрощенного производства в арбитражном суде

24 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства", который ввел в АПК РФ процедуру упрощенного производства. Его суть…
kdrgdeterterert

Продавец отказывается предоставить книгу замечаний и предложений…

Книга замечаний и предложений – книга, которая часто мелькает перед нашими глазами в магазинах в уголке покупателя. И мы, в принципе, и внимание на неё не обращаем. Но часто случается, что когда нам она необходима, её не предоставляют по нашему первому…
Изображение по умолчанию

Закон РФ О средствах массовой информации

27 декабря 1991 года N 2124-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от…
200px-russian passport4

Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории

Среди многочисленных документов, которые имеют российские граждане, особую роль играет паспорт. Он является основным документов, удостоверяющим личность. О каком паспорте идет речь? О том, который используется внутри России. Его можно назвать внутренним…